ПОЛОЖЕНИЕ
О Московском областном смотре-конкурсе результатов деятельности Уполномоченных
по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях
Московский областной смотр-конкурс результатов деятельности Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях (далее - Конкурс) в 2016/2017 учебном году проводится в целях повышения уровня компетентности Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса (далее - уполномоченных), выявления талантливых, творчески работающих уполномоченных в направлении защиты прав и законных интересов участников образовательного процесса, распространения передового опыта.
Конкурс проводится Уполномоченным по правам человека в Московской области совместно с Министерством образования Московской области (Приложение №1).
1.Выявление, обобщение и распространение передового инновационного опыта работы уполномоченных.
2.Поддержка уполномоченных, эффективно работающих в образовательных организациях Московской области.
3.Оптимизация условий, консолидация усилий образовательных организаций по правовому воспитанию и защите прав и законных интересов участников образовательного процесса.
1. В Конкурсе принимают участие уполномоченные образовательных организаций Московской области на добровольной основе.
2. Стаж работы участника в должности уполномоченного должен составлять не менее 2 лет.
1.Конкурс проводится по номинациям:
- восстановление нарушенных прав участников образовательного процесса;
- правовое просвещение.
2. Текст работы представляется в печатном виде (на русском языке) на сброшюрованных листах формата А4 и на электронном носителе. Объем работы не более 11 страниц машинописного текста через 1,5 интервала, размера 14, шрифтом Times New Roman, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Поля: верхнее – 2,0 см, левое и нижнее – 2,5 см, правое 1,5 см.
3. Представление руководителя образовательного учреждения обязательно.
4. Работа может иметь приложения в виде плакатов, схем, анкет, видеоматериалов, фотографий либо рисунков, электронных презентаций, отражающих работу уполномоченного. Прилагаемые к работе плакаты, схемы, иллюстративные материалы необходимо сложить так, чтобы они соответствовали формату А4. Объем приложений не ограничивается.
5. На титульном листе указываются:
- фамилия, имя, отчество (полностью) конкурсанта и директора образовательной организации;
- место работы, должность, наименование и почтовый адрес образовательной организации, телефон администрации, контактные телефоны;
- ссылка на страницу уполномоченного на сайте образовательной организации (при ее наличии).
Соавторство в работе не допускается.
6. «Портфолио» конкурсанта должно включать в себя следующие разделы:
- документы, регламентирующие деятельность уполномоченного;
- анализ деятельности уполномоченного за последние два учебных года (Приложение №2);
- перечень мероприятий, проведенных уполномоченным;
- план работы уполномоченного на 2016/2017 учебный год;
- подробное описание основных форм и способов работы уполномоченного (сценарии проведения мероприятий, акций и т.д., методические рекомендации к их проведению. Примечание: наглядные материалы и др. - в Приложении);
- описание способов разрешения наиболее распространенных проблемных, конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательного процесса в образовательной организации;
7. Все разделы должны быть логично связаны между собой.
8. В случае представления работы с нарушением требований Положения, конкурсная комиссия имеет право отклонить работу.
Работы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Рецензии авторам не высылаются.
Сроки и порядок проведения Конкурса
Настоящий Конкурс проводится с января 2017 г. по август 2017 г. в два этапа.
Первый этап (январь 2017 г.- май 2017 г.) проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы управления образованием), совместно с представителем Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях.
Участники Конкурса выступают с кратким изложением конкурсной работы (до 5 минут) и отвечают на вопросы комиссии.
Итоги Конкурса оглашаются по завершению выступления всех участников.
Конкурсная комиссия органов управления образованием выбирает лучшего уполномоченного в каждой номинации и направляет его работу и «портфолио» в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области до 1 июня 2017 года по адресу: г. Москва, ул. Садовая Триумфальная, д.10/13, стр.1.
Второй этап (июнь 2017 г.- август 2017 г.) - областной - проводится комиссией, утвержденной распоряжением Уполномоченного по правам человека в Московской области (Приложение №3).
Комиссия проводит заседания, где представленные работы оцениваются по утвержденным в Положении критериям, и оценивает деятельность уполномоченных по представленным работам и «портфолио» по 5-балльной шкале. Подведение итогов Конкурса проходит в виде обсуждения работ конкурсной комиссией.
Члены Московской областной конкурсной комиссии составляют протокол заседания по подведению итогов областного этапа Московского областного смотра- конкурса результатов деятельности Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях.
1. Логичность и последовательность изложения материала.
2.Наличие личной и профессиональной концепции, целевых установок.
3.Результативность деятельности уполномоченного (Приложение №2).
4.Эстетичность оформления конкурсного материала.
Подведение итогов регионального конкурса (областной этап)
1. Подведение итогов производится отдельно в каждой номинации, определяются победители, призёры (1,2,3 места по каждой номинации) и лауреаты (10 человек). Величина призового фонда устанавливается в следующих размерах:
- за 1 место – не более 10000 рублей,
- за 2 место - не более 5000 рублей,
- за 3 место – не более 3000 рублей,
- лауреаты – не более 1500 рублей.
Победители муниципального этапа Конкурса прибывают в Москву на церемонию награждения. Победители, призёры и лауреаты Конкурса награждаются дипломами и призами Уполномоченного по правам человека в Московской области.
2. О порядке, сроках и месте проведения церемонии награждения участники будут проинформированы дополнительно.
3. Дипломы и призы вручаются участникам Конкурса в торжественной обстановке. Сведения об итогах Конкурса с фотографией победителя публикуются в средствах массовой информации и на Интернет - сайте Уполномоченного по правам человека в Московской области.
4. Работы победителей и призеров конкурса будут опубликованы в специальном сборнике библиотеки Уполномоченного по правам человека в Московской области.
Приложение № 1
к Положению о Московском областном
смотре-конкурсе результатов деятельности
Уполномоченных по защите прав
участников образовательного процесса
в образовательных учреждениях
Состав оргкомитета Конкурса
Ф.И.О |
Должность |
|
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области |
Картушин Юрий Валентинович |
Заместитель министра образования Московской области |
Пасынкова Лариса Андреевна |
Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Зотова Ольга Олеговна |
Начальник отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Дмитренко Галина Алексеевна |
Консультант отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Московской области |
Приложение № 2
к Положению о Московском областном
смотре-конкурсе результатов деятельности
Уполномоченных по защите прав
участников образовательного процесса
в образовательных организациях
Анализ деятельности уполномоченного
I. Сведения о количестве и тематике обращений к уполномоченному.
1. Количество обращений по категориям участников образовательного процесса.
Год |
Количество обращений |
из них обращения (в %) |
||
Учащихся (воспитанников) |
Учителей (воспитателей и др.) |
Родителей (законных представителей) |
||
2014/2015 у.г. |
|
|
|
|
2015/2016 у.г. |
|
|
|
|
2. Тематика обращений (без фамилии обратившегося и другой личной информации).
Тематика обращений |
Количество по содержанию обращений |
Обращения по организации учебного процесса |
- Превышение недельной часовой нагрузки - Включение факультатива в основное расписание - Нарушение графика контрольных работ - Удаление с уроков - Объем домашнего задания - Задерживание в классе во время перемен - Домашнее задание на каникулы - Обязательные зачеты после уроков и др. |
Взаимодействие и сопровождение детей с девиантным поведением |
Неадекватное поведение отдельных учащихся со своими сверстниками |
Взаимодействие: “учитель - ученик” |
Нарушение этики отношений: - обсуждение поведения, поступка при всем классе; - конфиденциальность оценки; - несправедливость учителя (снижение оценки по предмету за плохое поведение); - унижение достоинства и др. |
Взаимодействие: “ученик - ученик” |
- Грубость - Оскорбления - Воровство - Заставляют покупать еду в буфете и др. |
Взаимодействие: “семья - школа” |
- Обращения по переводу ребенка в другой класс - Обращения по переводу ребенка к другому учителю - Право родителей и детей смотреть журнал с оценками - Несвоевременное выставление оценок в журнал и дневник и др. |
Разное |
- Соблюдение санитарно- гигиенических норм (туалеты, столовая, лестницы) (конкретно) - Уборка территорий, дежурство и др. |
3. Консультации по правовым вопросам в рамках функционирования школы
Обращения по вопросам (конкретно): - Милиция и ребенок; - Комиссия по делам несовершеннолетних и ребенок; - Квартирный вопрос и ребенок; - Можно ли родителям забрать ребенка на одну неделю на время совместного отпуска (порядок оформления); - Порядок обращения на апелляцию и др.; - Обращения учителей, родителей за консультацией по нормативным актам, СанПиНам, постановлениям правительства РФ в области образования и др. |
|
4. Профилактика нарушения прав участников образовательного процесса
- Мониторинги загруженности - Анкетирование (тема) - Организация встреч администрации с учащимися по параллелям - Тренинги по разрешению конфликтных ситуаций (тема) - Ящик для вопросов - Классные часы на правовую тематику и др. (темы) |
|
5. Разрешение конфликтов
Разрешено конфликтов (% от общего кол-ва) |
Дано консультаций (% от общего кол-ва) |
||
Уполномоченным |
С привлечением администрации |
Совместно с соц. педагогической службой |
|
|
|
|
|
II. Взаимодействия уполномоченного с органами профилактики, ответственными лицами.
Органы профилактики и ответственные лица |
|
Муниципальные органы управления образованием |
|
Представитель Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальном образовании |
|
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав |
|
Отдел по делам несовершеннолетних органов внутренних дел |
|
Органы опеки и попечительства |
|
III. Наиболее важные мероприятия с участием уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (перечислить основные). Все основные мероприятия вносятся в общий план школы по учебно-воспитательной работе.
1). Организационные мероприятия.
2). Просветительские мероприятия.
3). Мероприятия с участием учащихся.
4). Мероприятия с участием родительской общественности.
IV. Поправки, дополнения, уточнения в нормативные документы образовательного учреждения.
По инициативе уполномоченного внесены изменения в нормативные акты образовательного учреждения (перечислить, если есть):
V. Правовое просвещение и его результаты.
№ п/п |
Критерии, показатели |
2014-2015 уч.год |
2015-2016 уч.год |
1. |
Участие в олимпиадах по праву |
|
|
2. |
Участие в конкурсах по правовому воспитанию |
|
|
3. |
Участие в научно-практических конференциях, круглых столах |
|
|
4. |
Участие в правовых Интернет викторинах и конкурсах |
|
|
5. |
Наличие органа ученического самоуправления |
|
|
6. |
Наличие детской общественной правозащитной организации или объединения |
|
|
7. |
Наличие стендов наглядной агитации, уголка правовых знаний, печатного органа, страницы на сайте ОУ |
|
|
8. |
Состоит на внутришкольном учете детей/родителей |
|
|
9. |
Состоит на учете в ОДН (указать основания) учащихся всего |
|
|
10. |
Совершено административных правонарушений (указать статьи КоАП РФ) |
|
|
11. |
Совершено преступлений (указать статьи УК РФ) |
|
|
12. |
Совершено общественно-опасных деяний (указать статьи) |
|
|
VI.Условия функционирования (указать).
Наличие оборудованного рабочего места, графика приема.
Обеспеченность методической литературой, нормативно-правовой документацией.
Приложение № 3
к Положению о Московском областном
смотре-конкурсе результатов деятельности
Уполномоченных по защите прав
участников образовательного процесса
в образовательных организациях
Состав Московской областной конкурсной комиссии
Ф.И.О |
Должность |
Председатель Московской областной конкурсной комиссии: |
|
|
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области |
|
|
Заместитель Председателя Московской областной конкурсной комиссии |
|
|
|
Картушин Юрий Валентинович |
Заместитель министра образования Московской области (по согласованию) |
|
|
Члены конкурсной Комиссии: |
|
Зотова Ольга Олеговна |
Начальник отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Иванова Елена Алексеевна |
Заместитель начальника отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Тугарева Татьяна Александровна |
Консультант отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Горбачева Людмила Анатольевна |
Консультант отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Агуреева Ирина Александровна |
Консультант отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Балашова Валерия Валерьевна |
Консультант отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |
Белова Светлана Валерьевна |
Главный специалист отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области |